По закону на этапе финансового оздоровления процедуру банкротства проводят при участии специалиста, способного оценить финансовую ситуацию должника и организовать все необходимые для ее стабилизации мероприятия. Это касается ситуации с банкротством как юридических, так и физических лиц. Таким специалистом на данном этапе банкротства становится арбитражный управляющий в статусе административного управляющего: он анализирует финансовые показатели, регистрирует требования кредиторов и осуществляет мероприятия, необходимые для погашения задолженности.
Административный управляющий в процедуре финансового оздоровления: основные понятия
Действующим законодательством, в частности, законом №127-ФЗ установлено, что для ведения процесса банкротства должен быть назначен арбитражный управляющий. На этапе финансового оздоровления, когда речь о ликвидации предприятия в процессе банкротства еще не идет, он выступает в качестве административного управляющего. Этот специалист нужен для восстановления финансового положения компании-должника. Административный управляющий действует на основании федерального законодательства о банкротстве. Все его полномочия, права и обязанности, порядок действий при восстановлении платежеспособности должника четко регламентированы положениями закона №127-ФЗ, в частности – ст. 83.
Административный управляющий не заменяет руководство компании, но активно включается в его работу. Основная задача этого специалиста – реализация мер, которые помогут вывести предприятие из кризиса и стабилизировать его финансовые показатели. Он предпринимает свои действия по согласованию с руководством компании или непосредственно с должником, если речь идет о банкротстве физического лица. Впрочем, административный управляющий может и подавать ходатайство об отстранении руководства, если считает это необходимым. Такие полномочия у него есть.
При этом, в соответствии с требованиями закона, на всех этапах процедуры банкротства необходимые для нее мероприятия может провести один и тот же человек. Просто на каждом этапе этому специалисту присваивается определенный статус, дающий ему конкретные полномочия. То есть тот же административный управляющий на следующем этапе становится арбитражным управляющим. По решению собрания акционеров может подаваться ходатайство о том, чтобы для следующего этапа был назначен другой специалист.
Как утверждают кандидатуру управляющего
Как уже было отмечено, административный управляющий – это один из статусов арбитражного управляющего. И порядок его назначения описан все в том же законе №127-ФЗ.
В целом процесс назначения можно свести к следующим пунктам:
Процесс назначения
- Если этот конкретный специалист уже был задействован в процедуре наблюдения, то арбитражный суд может принять решение о том, чтобы он и продолжал вести дело о банкротстве.
- Если специалист назначается взамен того, который занимался этапом наблюдения, то это также делается по решению арбитражного суда, но по ходатайству собрания кредиторов.
К специалисту, который получит статус административного управляющего, предъявляются определенные требования. Он должен:
- иметь российское гражданство;
- состоять в соответствующей отраслевой СРО и своевременно уплачивать все причитающиеся ей взносы;
- иметь диплом о высшем образовании и опыт работы на руководящей должности не менее года;
- пройти стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего (причем она отнимает не менее двух лет);
- сдать требующийся для подтверждения квалификации экзамен.
Кроме того, у кандидатуры на эту должность не может быть судимости. То есть предлагать кандидатуры управленцев можно только если они соответствуют этим требованиям по уровню профессиональной компетентности. Также нужно, чтобы у соискателя не было личной заинтересованности.
Полномочия административного управляющего начинаются от момента начала стадии финансового оздоровления и длятся до ее официального завершения. Также этот специалист может быть отстранен по решению суда. Максимальный срок этапа – два года, столько же длятся полномочия. Специалист занимает должность до того, пока не начнется стадия внешнего управления или не будет объявлено непосредственно банкротство и стадия конкурсного производства.
Права и обязанности административного управляющего в рамках процесса банкротства
Обязанности этого специалиста сводятся к следующему:
Административный управляющий также обязан требовать от третьих лиц исполнения их обязательств по отношению к должнику.
Права административного управляющего
Законом определены и права административного управляющего. Это обеспечит выполнение его основных задач. Сюда входят:
- Право требовать от руководства предприятия оперативной информации о текущем состоянии дел в компании.
- Проведение инвентаризации активов предприятия.
- Право согласования всех сделок должника, которые не ограничиваются законодательством.
- Передача информации об этих сделках кредиторам.
- Право обращения в судебную инстанцию с ходатайством об отстранении руководителей фирмы или о принятии мер, обеспечивающих сохранность всего имущества компании.
- Право предъявления в судебную инстанцию требования признать те или иные сделки недействительными.
Управляющий имеет и другие полномочия, определенные российскими законодательством.
План действий при финансовом оздоровлении
Для административного управляющего важно руководствоваться двумя конкретными документами. Это план действий и график, согласно которому будут выплачиваться долги. В плане действий отражаются такие сведения как общая характеристика деятельности фирмы-должника, размеры задолженности и точные суммы государственных субсидий, если предприятие их получало. Четко указан срок действия плана.
В этом документе отображаются текущие финансовые показатели и планируемые результаты финансового оздоровления. Прописывают и список тех мер, которые помогут восстановить платежный баланс и добиться этих результатов. При составлении плана оценивают необходимость в заемных средствах. Отдельными разделами включают план продаж, маркетинговую стратегию, финансовый план и прикладывают график погашения задолженности.
Стоимость услуг арбитражного управляющего и запись на консультацию
Составление отчета о финансовом оздоровлении
Административный управляющий составляет отчет по итогам своей деятельности. В этом документе содержатся подробные сведения по всем основным вопросам. Он включает:
- Реестр кредиторов, в котором указывают размер погашенной задолженности по каждому из них.
- Сведения об исполнении плановых показателей восстановления платежеспособности.
- Список мероприятий, которые проводились в рамках финансового оздоровления.
- Если имел место срыв сроков – указывают причины.
- Данные о ходатайствах, составленных и поданных в арбитражный суд, например, если были аннулированы какие-то сделки.
В отчете административный управляющий вносит предложения о том, что делать дальше в отношении этой организации, указывает, является ли целесообразным введение следующего этапа, когда фирма перейдет под внешнее управление, или по итогам процедуру банкротства уже можно завершить, поскольку обязательства погашены.